РЕФОРМА ЖКХ: ОБСТАНОВКА

 

ПРОЕКТ ПРАВИТЕЛЬСТВА

В начале июня 2002 года за подписью М.Касьянова в Государственную Думу РФ был внесен проект закона “Об изменении Закона “Об основах федеральной жилищной политики”.

В нем, без всякой компенсации и возмещения, с 1 января 2003 года предполагается отменить льготы по квартплате и коммунальным платежам:

Отменяются льготы по п. 6 ст. 22 “Закона о ветеранах”, т.е. льготы по коммунальным платежам и квартплате для ветеранов труда.

Причем, к п. 6 ст. 22 “Закона о ветеранах” привязаны еще три категории:

Таким образом, льгот 26 млн. человек, в том числе 95% ветеранов.

В пояснительной записке к проекту местным властям издевательски предлагается ввести льготы для ветеранов самим. Понятно, что разоренные и полунищие региональные бюджеты на это просто не способны.

Никакой компенсации в виде повышения пенсий или зарплаты не предлагается вообще. Об индивидуальных счетах, на которые пойдут субсидии малоимущим, также ничего не говорится.

Кстати, за ветеранов труда и сельских учителей бюджет сегодня не платит ничего. То есть, отмена льгот Правительству ничего не позволяет сэкономить. Просто за льготы нашим ветеранам платим сегодня мы, нельготники. За счет завышенных в несколько раз нормативов потребления (об этом чуть ниже). У нас это право намерены отобрать, чтобы и мы по-прежнему платили втридорога, и втридорога начали платить ветераны.

Остальная часть короткого законопроекта правительства сводится к повышению оплаты с неприватизированных квартир и выселению неплательщиков. Поскольку неплательщиков при такой постановке дела будет много, для их выселения власти, видимо, придется строить на окраинах городов бараки.

Можно ли просто выступать против проекта правительства, не предлагая ничего взамен? – Нет. Нам сразу скажут, что в коммунальном хозяйстве разруха, все сыпется, денег на зарплату рабочим нет, и правительство видит единственный способ – отменить льготы и поднять тарифы.

Уже 1 апреля 2002 года федеральный стандарт оплаты ЖКХ населением - 90%. Без всякого отдельного закона с нового года произойдет переход на 100%. На основании Указа президента Б.Ельцина.

Если мы не предлагаем другой способ, то льготы мы не защитим, цены будут расти, а отрасль ЖКХ приходить в порядок. Побеждает не тот, кто против, а тот, кто против и знает другое решение.

НАШ ПРОЕКТ

Наш проект, обкатанный на многочисленных народных собраниях и выдвинутый в противовес правительственному, подписали двенадцать депутатов, в том числе из фракций Регионы Росси, КПРФ, Аграрно-промышленной и внефракционные. За него будет голосовать большая часть “Яблока”. Его подержали 35 законодательных собраний и губернаторов. Письма о необходимости принять именно его, направили Всероссийское общество ветеранов и ряд профсоюзов.

Что же мы предлагаем?

Начнем с того, что все разговоры про 100% оплату населением услуг ЖКХ вообще лишены смысла.

Население давно уже оплачивает 150-200% от того, что потребляет.

Начнем с того, что нормативы потребления завышены в несколько раз. Считается, что один человек в сутки потребляет 300 литров воды. При 90% оплате он платит, соответственно, за 270 литров. Ветеран со льготами платит в два раза меньше, то есть за 135 литров. Люди, установившие у себя дома счетчики, практически везде выяснили, что реальное потребление не превышает 60-80 литров в день.

Можно сколько угодно говорить о бюджетных трудностях и проблемах коммунального хозяйства, но объяснить, почему люди должны оплачивать то, что они не получили, нельзя.

Сегодня вода и тепло могут вообще не доходить до потребителя, но платить за них ему придется. Даже по официальным данным Госстроя, 40% тепла и 25% воды теряются на трассах. Все это автоматически переносится на население. Даже если ни на одной трубе не будет ни одного клочка изоляции, руководство “Коммунэнерго” не потеряет ни копейки, поскольку за подогрев атмосферы заплатит потребитель.

Опять же ссылаясь на данные Госстроя, заметим, что после начала не доведенной до конца установки счетчиков в Петербурге выяснилось, что “потребление” газа сократилось на 17%, а воды на 20%.

Поскольку население поставить счетчики за свои деньги в силу бедности не может, а коммунальные предприятия ему в этом еще и активно препятствуют, взять на себя эту обязанность должен бюджет. И это не будет подарком для граждан, поскольку бюджет тоже переплачивает коммунальщикам за льготников – участников войны, инвалидов, чернобыльцев и т.д. И бюджет от установки счетчиков только выиграет. Да и у “Коммунэнерго” и “Водоканалов” появится стимул ремонтировать трубы.

Но в коммунальном хозяйстве беспорядок не только с нормативами.

Возьмем два города: Красноярск и Абакане. Находятся они рядом, климатические условия одинаковые, характер жилого фонда не сильно отличается. Население и в Красноярске, и в Абакане платит по 40% от экономически обоснованного тарифа. Вот только экономически обоснованный тариф… отличается в три раза. Население иронизирует, что в одном из городов в три раза больше воруют.

В Астрахани большая часть труб, оборудования, стройматериалов приобретается коммунальными предприятиями без конкурса. То есть, можно купить по золотой цене гнилые трубы, а разницу положить в карман. В Тюмени буквально недавно активисты Российской партии труда через суд опротестовали решение местного мэра о повышении платы за тепло, поскольку оно прошло без независимой экспертизы. В Кургане несколько лет назад независимый аудит выяснил, что все коммунальные тарифы завышены минимум на 20-25%.

В силу своего монопольного положения и финансовой закрытости перед населением (да и депутатами) коммунальные предприятия являются идеальными структурами для воровства средств.

Очевидно, что нужно делать:

Такие меры выгодны и потребителям, и рабочим ЖКХ. Не выгодны они только тем коммунальным руководителям и градоначальникам, которые стремятся использовать служебное положение для приобретения коттеджей, иномарок, отдыха на Красном море и т.д.

Теперь о субсидиях и правах потребителей.

Сегодняшняя система предоставления коммунальных субсидий – вопиющее издевательство над населением. В Астрахани, чтобы оформить субсидию, надо выстоять очередь в собес, затем в ЖЭК, затем в Горгаз, затем в Коммунэнерго, затем в Водоканал, затем опять в собес, собрать справки с работы, пенсионного фонда и проч. и проч. После чего получить на руки пятьдесят-сто рублей. И так – в большинстве городов.

В результате, если в стране правом на субсидию обладает 40% населения, получает ее только 8% (в нашей области около 4%). Более того, из запланированных в бюджете семи миллиардов рублей население смогло выбрать лишь четыре с половиной. Причина – невозможные условия, созданные государством.

Необходимо законодательно упростить систему предоставления субсидий. Чтобы достаточно было принести две справки – о составе семьи и о ее доходах. И заодно навести порядок с пенями за просрочку коммунальных платежей – прекратить их взимать при задержке зарплаты и пенсии, а сам размер уменьшить до ставки центробанка (сегодня она 22% в год, а пеня по коммунальным услугам 365% в год).

Кроме того, в случае, если человеку недопоставили услуги, скажем, отключили отопление раньше времени, и это подтверждается актом государственной службы (например, жилищной инспекции), ему надо дать возможность автоматически взыскать с “Коммунэнерго” переплаченные деньги, причем с пеней не ниже той, которую “Коммунэнерго” собирает с неплательщиков. Без всяких судов. По письму в банк. Как делает само “Коммунэнерго” с неплательщиками.

Наконец, если ЖЭК, допустим, плохо делает свою работу, надо дать возможность людям за эту работу не платить. Скажем, в тарифе за содержание жилья уборка территории около дома стоит 20%. Если территория не убирается – жильцы на 20% меньше платят за квартиру и т.д. Более того, нужно упростить само право людей отказаться от услуг неработающего ЖЭК и вместо него нанять обслуживать дом другой ЖЭК или любую иную организацию. Не случайно в кооперативных домах плата ниже, чем в муниципальных, а состояние гораздо лучше.

И последнее. Разговоры о 100% оплате населением услуг ЖКХ на самом деле имеют другой смысл: полностью отказаться от государственных обязательств перед коммунальным хозяйством. Мы считаем это недопустимым и предлагаем следующее: переход на 100% оплату населением услуг ЖКХ возможен лишь тогда, когда минимальная зарплата достигнет прожиточного минимума. Сейчас она в четыре раза меньше.

Все вышесказанное:

БОРЬБА

Правительство внесло свой проект в июне и хотело принять через Думу тогда же. Сам факт внесения альтернативного проекта сдвинул рассмотрение вопросов о ЖКХ на октябрь. Поскольку его нужно было рассылать в регионы, во фракции и т.д.

В октябре по просьбе правительства Дума трижды переносила рассмотрение проектов. Потому что правительственный проект никак не мог набрать нужного количества голосов.

И это было не случайно. Я сам направил 89 телеграмм во все региональные Советы ветеранов. Встретился с руководством ЦК профсоюза работников образования. Наши товарищи совместно с ветеранами и учителями начали обходить офисы депутатов-одномандатников и местные партийные офисы СПС, “Народной партии”, “Единства”, “Яблока” и т.д. В результате депутаты начали получать сотни и тысячи писем и телеграмм протеста. В этих условиях, накануне выборов, правительственный вариант об отмене льгот для 26 миллионов человек начал рассыпаться. В отставку был отправлен министр ЖКХ Анвар Шамузафаров, наиболее активный лоббист проекта.

Но борьба не завершена. Очередное голосование намечено на 20 ноября. И от того, ослабим мы нашу активность, или нет, зависит, кто одержит победу. 

О.ШЕИН