Колдоговор — приём  против  лома

Справедливо будет сказать, что, начиная с 1998 года, к двум традиционным российским проблемам — дураки и дороги — прибавилась третья — "Единая Россия". Она одна стоит первых двух.

Но разговорами делу не поможешь. Надо что-то делать. Варианты есть.

До августа 2003 года в России действовала советская система оплаты труда работников, проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним. Существование районных коэффициентов и северных надбавок к зарплате позволяло, например, жителю Чукотки получать зарплату в три раза большую, чем жителю Европейской части страны. Все эти и многие другие "льготы" гарантировались Законом РФ от 19 февраля 1993 года №4520-1. Кроме коэффициентов и надбавок к заработной плате, Закон предусматривал также право работников и пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера, получать компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно. А пенсионеры, окончательно покидавшие Крайний Север, на новом месте жительства в ином регионе России продолжали получать повышенную "северную" пенсию всю оставшуюся жизнь. Даже если жили в Сочи.

Вся эта система была по-человечески понятна и справедлива. Действительно, люди, тратящие свои силы и здоровье на работу в ужасающе сложных климатических условиях, достойны соответствующего высокого вознаграждения и поощрения со стороны государства!

Но, кроме справедливости, очевидна и государственная выгода. Советский Союз развивался. Население росло. Проблемы освоения отдаленных территорий и обустройства Крайнего Севера привели к тому, что государство было вынуждено применить не административно-командные, а чисто рыночные методы привлечения рабочей силы.

Какой же логикой руководствовались господа Греф, Кудрин, Зурабов, господин Грызлов и прочие депутаты-единороссы, когда разрабатывали и принимали 122-й закон?.. Кроме этого, были приняты федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Эти три документа и уничтожили районные коэффициенты, северные надбавки, транспортные льготы и отняли северную пенсию у тех, кто, проработав всю жизнь на Крайнем севере, переезжал в более южные регионы страны.

Есть соблазн найти оправдание в том, что ошиблись, недодумали, недоглядели… Но почему-то в последние десять лет правительство и парламент ошибаются абсолютно одинаково и строго в одном направлении — против интересов людей и интересов страны. Ярлык "непопулярные решения" представители государства вешают себе на грудь, как орден. И народ десять лет верил в то, что эти решения приведут к чему-то хорошему.

Наконец, начал прозревать.

После принятия 122-го закона лидеры Федерального профсоюза авиадиспетчеров стали искать пути выхода.

У профсоюзов есть серьёзное оружие — коллективный договор и коллективные действия. Если работодатель — человек неглупый, он легко подсчитает убытки, которые могут возникнуть из-за коллективных действий. И поймёт, что лучше подписать тот коллективный договор, который предлагают профсоюзы. В крайнем случае, компромиссный. Недальновидный работодатель осознает необходимость подписания этого коллективного договора позже — после понесенных убытков!

Причём, коллеги, имейте в виду, что забастовка — не всегда самое действенное средство. Переговоры с позиций силы, как правило, гораздо быстрее приводят к результату. Только в том случае, если профсоюзные лидеры не продаются работодателю, не предают интересы членов своих профорганизаций, если они умелы и настойчивы, если консультируются у компетентных юристов — достойный коллективный договор работникам практически гарантирован.

Ну, а после подписания коллективного договора работодатель и члены профсоюза становятся союзниками. Дело в том, что существующие законы позволяют все расходы предприятия, вытекающие из коллективного договора, относить на себестоимость. То есть, не платить с них налоги на прибыль.

Какие же положения можно включить в коллективный договор? Да все льготы и гарантии, которые Правительство и Госдума выкинули из советского трудового законодательства!

Идеально, если подобный колдоговор был заключен в прошлом году, пока 122-й закон не начал действовать. Но и сейчас это сделать не поздно.

Приведу в качестве примера соглашение, которое Федеральный профсоюз авиадиспетчеров подписал с работодателем — Федеральным государственным унитарным предприятием "Госкорпорация по организации воздушного движения" — 15 декабря 2004 года:

1.      До выхода постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего размеры районного коэффициента и процентной надбавки, порядок их применения работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или заключения коллективного договора ФГУП "Госкорпорация по ОрВД":

1.1. Для начисления заработной платы работников филиалов и структурных подразделений ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применять районные коэффициенты и северные надбавки в размерах, установленных действующими на момент подписания настоящего Соглашения нормативными правовыми актами ( Приложение № 1);

1.2. В случае уменьшения постановлением Правительства Российской Федерации размеров районных коэффициентов и северных надбавок, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" гарантирует сохранение уровня заработной платы работникам филиалов и структурных подразделений ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".

2.      Возмещение стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам филиалов и структурных подразделений ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях производится в объеме норм, предусмотренных частями 1-6 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации и в соответствии с положениями статьи 33 закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-1. Порядок компенсации указанных расходов определяется коллективными договорами филиалов и структурных подразделений ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".

3.      Для женщин, работающих в филиалах и структурных подразделениях ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами.

4.      После издания Правительством Российской Федерации постановления, устанавливающего иные размеры районного коэффициента и процентной надбавки, отличные от размеров, установленных настоящим Соглашением, а также нормативного правового акта, устанавливающего другой Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, стороны настоящего Соглашения в течение 7 календарных дней возобновляют переговоры с целью принятия соответствующих мер по сохранению уровня заработной платы работникам филиалов и структурных подразделений ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".

5.      Представители работодателя и работников в целях выполнения пунктов 1,2,3 настоящего Соглашения вносят дополнения в условия коллективных договоров филиалов и структурных подразделений ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".

Хочу подчеркнуть: все эти "льготы" относятся не только к авиадиспетчерам и не только к работникам государственных предприятий. Они могут быть включены в коллективный договор работников любых профессий на предприятиях всех форм собственности.

Слово "льготы" я беру в кавычки не по юридическим, а по смысловым причинам. В прошлом веке в нашей стране установилась традиция выплачивать работникам вознаграждение за труд в двух частях. Одна — это живые деньги (зарплата). Вторая — деньги, которые не надо платить за некоторые услуги (например, компенсация стоимости проезда к месту использования отпуска). "Льготы" и зарплата, вместе взятые, — это и есть полное вознаграждение за труд. Поэтому, когда Правительство России заявило, что "льготы" стоят 2,8 триллиона рублей, а в качестве компенсации за них предложило сумму примерно в 300 миллиардов рублей, тем самым оно попыталось обмануть нас на 2,5 триллиона рублей.

Причём, коллеги, имейте в виду, что, предложив работодателю такую редакцию коллективного договора, вы ничего нового не изобретаете. До появления 122-го закона все "льготы" работнику всё равно выплачивал работодатель. Только это была не его личная воля, а закон, единый для всех. Теперь же российское правительство, в расчёте на такой человеческий порок, как жадность, пытается руками работодателей ухудшить жизнь граждан России. 122-й закон позволяет снизить полное вознаграждение за труд в 1,5-3 раза. Ну, а вы, профсоюзные активисты, имеете все возможности этого не допустить!

Кстати, лично мне известны работодатели, которые и после выхода 122-го закона продолжали молча выплачивать людям все положенные "льготы". Таким директорам или бизнесменам профсоюзные лидеры обязаны помочь. Надо обязательно внести "льготы", которые работодатель и так выплачивает, в колдоговор. Иначе налоговые инспекторы придут, сунут в нос 122-й закон и оштрафуют нормального человека по формальным основаниям. А если всё прописано в колдоговоре, то, повторяю, ни налоговики, ни суд, никто придраться не сможет.

Ирина Сёмкина,
Зав. юридическим отделом Федерального профсоюза
авиационных диспетчеров России