14 февраля рабочие российского завода Ford во Всеволожске начнут полную бессрочную забастовку

14 февраля рабочие российского завода Ford во Всеволожске (Ленинградская область) начнут полную бессрочную забастовку. Об этом 2 февраля заявил руководитель профсоюза предприятия Алексей Этманов. Профсоюз российской «дочки» американского автомобильного концерна так и не смог договориться с работодателем относительно условий коллективного договора на текущий год.

Ранее рабочие использовали более мягкие методы борьбы с администрацией, проводя так называемые «итальянские забастовки» — работа строго по графику, с соблюдением всех инструкций, без переработок. Производительность при этом снижается почти на треть. В этот раз, заверил профком, забастовка будет «полноценной», «иначе бы мы не заявляли об этом так громко», сообщил Этманов. Рабочие обещают, что бастовать будут до полного выполнения требований, поскольку возможности переговоров с администрацией завода, длившиеся в течение трех месяцев, «исчерпаны».


Как рассказал Алексей Этманов, «самым главным нашим требованием является охрана труда, социальная и материальная ответственность работодателя и сохранение рабочих мест, а вопрос зарплаты стоит примерно на четвертом-пятом месте». Дело в том, пояснил Этманов, что руководство завода нанимает контрактные организации, то есть внештатных сотрудников. «Они бесправные люди, и руководству это выгодно, поскольку оно не предоставляет никаких гарантий и не обладает никакими обязательствами. Намеренного сокращения пока не было, но это пока. Сейчас происходит естественная убыль. В то же время руководство выводит за штат рабочие места сотрудников «Форда», лишая их, таким образом, охраны труда», — сообщил глава профсоюза.


Что касается зарплаты, то, по словам Этманова, она действительно очень маленькая. «13 тыс. рублей – входная зарплата, и 19 тыс. – максимальная. К тому же из этой суммы необходимо вычесть налоги, вот и судите сами, что там остается», — заявил он. Этманов также подчеркнул, что распространенная в прессе информация о том, что против забастовки выступило 700 работников завода — неправда. По словам лидера профсоюза, «на самом деле от голосования воздержались всего пять человек, а порядка 600 просто по тем или иным причинам не принимали участия в голосовании».


«В собрании коллектива участвовало 1300 человек. Все проголосовали за забастовку, за исключением шести воздержавшихся. Забастовка – это добровольный временный отказ от работы. Это наше конституционное право», — отметил Этманов. В акции протеста примет участие весь коллектив автозавода – это порядка 2 тыс. человек.


Уже в 2004 году среди рабочих-фордовцев начались брожения. Люди сетовали на низкую зарплату, короткий отпуск, несоответствие производственного процесса технике безопасности. Показательно, что практически никто из рабочих, собирающих здесь Ford Focus, сам купить его не может - не по карману.


Три года спустя после открытия предприятия на нем появился профсоюзный комитет, начавший планомерную борьбу за права рабочих. Численность профсоюза увеличилась тогда буквально за месяц в 10 раз! - до 110 тысяч человек. Председателем был избран молодой энергичный Алексей Этманов.


А летом 2005 года на заводе начались первые серьезные волнения. Рабочие требовали повышения зарплаты и равную оплату специалистам одного разряда за труд равной ценности. После проведенной той осенью так называемой итальянской забастовки (выполнялась только та работа, которая положена по службе, только в установленное законом время и при условии полного соблюдения условий труда), руководство согласилось сесть с рабочими за стол переговоров. К началу 2006 года была решена одна из острейших проблем - равная оплата труда. Позже профсоюз добился и повышения зарплаты на 14-17 процентов.


Пока компания планирует увеличивать годовой объем выпуска автомобилей с 66 до 73 тысяч машин, рабочие добиваются для себя более выгодных условий труда, которые были бы прописаны в коллективном договоре. Как заявляют в профсоюзе, компания, чьи автомобили являются самыми продаваемыми в России, не предоставляет работникам ежегодные отпуска, не проводит аттестацию рабочих мест, на заводе отсутствует нормирование труда и приходится трудиться по выходным. В отличие от рабочих, менеджерам зарплату повышают дважды в год, что в профсоюзе называют «дискриминацией». К новой забастовке рабочие решили прибегнуть после того, как не смогли достичь договоренностей с работодателем относительно коллективного договора на текущий год. Предложенный профсоюзом вариант, в котором прописаны социальные гарантии и улучшение условий труда, не устраивает работодателя. Кроме того, профсоюз требует повышения зарплаты. На прошлой неделе администрация отказалась создать примирительную комиссию для урегулирования спора, и тогда рабочие заявили, что им остается только бастовать.


Пока руководство «Форд мотор компани» думает, что ему делать. Как сообщила пресс-секретарь компании Екатерина Кулиненко, руководство компании получило уведомление о готовящемся «мероприятии» намного позже, чем оно было распространено в СМИ, и в данный момент занимается изучением представленного документа.


Новый коллективный трудовой договор с сотрудниками всеволожского завода действительно пока не подписан, отмечают «Известия». Профсоюз продолжает договариваться об условиях работы с администрацией завода. Рабочие требуют, чтобы в договоре были прописаны, в частности, уровень зарплаты работников, система мер по охране труда и социальные гарантии.


«Профсоюз зарегистрировал в службе по урегулированию трудовых споров коллективный спор и в настоящий момент готовится к созданию согласительной комиссии», – ранее говорил Алексей Этманов.


Председатель Союза машиностроителей Ленинградской области Виктор Калинин отмечает, что трудовое законодательство «по многим вопросам организации труда отсылает именно к коллективному договору, который является нормой для крупных предприятий».

Российский завод «Ford» является единственным европейским заводом «Ford», на котором производится автомобиль «Ford Focus» во всех четырех модификациях кузова: седан, пятидверный хэтчбэк, универсал и купе. Завод в 2006 году увеличил объем производства машин на 89% по сравнению с 2005 годом.



 

 

 

 

"Мы смогли победить свой страх"

среда, 07 февраля 2007

Интервью с председателем профсоюза завода Форд Алексеем Этмановым.

На заводе «Форда» во Всеволожске вновь назревает забастовка. Удивительное дело, в Питере и Ленобласти столько «убитых» предприятий, на которых рабочим задерживают зарплату, а регулярно бастует и отстаивает свои права один только коллектив вроде бы благополучного «Форда». Что так может не устраивать тружеников филиала известной американской компании, большинству читателей понять сложно.

Мы связались с лидером профсоюза «Форда» Алексеем
Этмановым и попросили его рассказать о современных особенностях классовой борьбы. Алексей — сварщик, исполняющий обязанности начальника участка. Именно он смог то, что оказалось не под силу другим российским профсоюзным деятелям — объединить людей.

 

«Народ требует забастовки»

Алексей, какова на сегодня ситуация на заводе?

 

— Народ требует забастовки (смеется). На самом деле мы планируем забастовку не ради забастовки. Сейчас мы не ставим задачу повысить зарплату. Основные требования — охрана труда, социальные льготы. У нас единственный завод «Форда» в мире, где нет коллективного договора. После того как работники его написали, 140 пунктов сразу же ушло в протокол разногласий. И только на 20 из них администрация сделала какие-то предложения.


Что подразумевается под социальными льготами?

 

— Многое: начиная от ответственности работодателя за повышение уровня здоровья работника, выделения средств на спортивные мероприятия до компенсации санаторно-курортного лечения. Многие фирмы сегодня арендуют для сотрудников бассейны, лыжные базы отдыха, чтобы люди там могли хотя бы немножко отвлечься от работы и поправить здоровье. У нас этого нет. Так же как нет никакой заботы ни о детях сотрудников, ни о них самих.

 

А что, фордовской зарплаты на санаторий не хватает?

 

— Генеральный директор официально заявляет, что заработная плата на заводе колеблется от 13 до 19 тысяч рублей в месяц. Но для того, чтобы получать максимальную сумму, надо суперменом быть. Соответственно, если нет переработок и от 13 тысяч отнять налоги, получится около 11 тысяч рублей.

В США и Канаде люди получают 200 долларов в день (4400 долларов в месяц), в Бразилии — начиная от 20 тысяч наших рублей до 40 тысяч в месяц. Мы не стремимся закрепить себе зарплату, как в Америке. Просто считаем неправильным, когда рабочему платят по минимуму, чтобы он с голоду не умер.

У нас 2 тысячи человек делают почти 100 тысяч машин в год. Получается производительность выше в 5 раз, чем на «АвтоВАЗе». Руководство открыто заявляет, что его задача — сделать производство еще эффективнее. Но в их понимании это означает максимальную эксплуатацию.

«По менталитету мы бразильцы»

Как вы вообще к капитализму относитесь?

— Капитализм бывает разный. Бывает социально ответственный, как, например, в Швеции. А бывает дикий, как в Китае. Должно быть так: если уж вы нас эксплуатируете, то платите так, чтобы мы могли на полученные деньги не только поесть, но и сходить в музей.

У нас законы плохо защищают рабочих… Вот новый Трудовой кодекс: заболел — все, тебя можно выкидывать на улицу. Работодатели же используют только те статьи Кодекса, которые интересны им.

Возможно, проблема профсоюзного движения в России кроется в нашем менталитете…

— Да, менталитет ужасный. За последние годы нас приучили, что каждый сам за себя. Сложно это переламывать. Из-за этого и профсоюзное движение находится в таком удручающем состоянии. С другой стороны, менталитет у нас такой же, как у бразильцев: там люди любят попить, поесть и поменьше работать. Но даже они понимают, что только объединившись смогут чего-то достичь. Наши это понимают с трудом. Хотя вот у нас — на отдельно взятом заводе — менталитет постепенно меняется.

Вот возьмут и уволят

Почему профсоюз «Форда» вышел из официального профсоюза машиностроителей?

— Ничего личного. Просто на тот момент нас не устраивали их методы работы. Они все делают медленно. И к тому же мешали нам работать. Система, в том числе и с помощью официальных профсоюзов, прикрывает себя.

Увольнения не боитесь?

— Мы — профактив — как те херувимы безгрешные. На работу всегда приезжаем вовремя. Никто не пьяный. Уволят с нарушением Трудового кодекса — будем судиться. Такой опыт у нас есть.

А боюсь ли я? Конечно, боюсь. Все боятся. Но одни боятся и ничего не делают, а мы перебарываем в себе этот страх.

Что уже сделано профсоюзом «Форда» для улучшения жизни рабочих на одном, отдельно взятом заводе?

— Устранили дискриминацию по оплате труда в прошлом году (зарплата выросла на 14–18 процентов), отбили график, который ударял по всем рабочим (тогда пытались ввести плавающие выходные). Четверо уволенных восстановлены. Не допустили увольнения еще троих.

Расскажите о руководстве завода.

— Высший менеджмент — все иностранцы. Причем со всего света: англичане, немцы, австралийцы. Но все идеи проталкивают русские, которые за свою дикую зарплату готовы на все. Однако сейчас ситуация кардинально поменялась. Они увидели, что надо считаться с мнением людей. Когда 200 человек поворачиваются к директору завода спиной и уходят, начальник цеха стоит и трясется, не зная, что будет с ним самим. А люди поступают так, как поступают с ними. Все-таки солидарность — не пустой звук.

Беседовал Андрей Петров