РЕКОМЕНДАЦИИ

парламентских слушаний в Государственной Думе

на тему:

«Направления совершенствования законодательства о профессиональных союзах с учётом истории и опыта их деятельности»

Москва 15 ноября 2005 года

Участники парламентских слушаний Государственной Думы на тему: «Направления совершенствования законодательства о профессиональных союзах с учётом истории и опыта их деятельности» отмечают следующее.

В течение вековой истории профсоюзы накопили уникальный опыт работы в структуре российского общества, являясь выразителями и защитниками социально-трудовых и экономических прав и интересов наиболее массовой части общества - наёмных работников.

Современные профсоюзы России главными целями социально- экономической политики в Российской Федерации считают создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обеспечение социальной справедливости, повышение доходов населения, обеспечение всеобщей доступности социальных услуг. Профессиональные союзы активно работают над решением этих и других задач, связанных с обеспечением социальных гарантий и необходимого уровня жизни населения на основе развития экономики страны.

Сегодня профсоюзы России — это один из наиболее развитых институтов гражданского общества. При этом миссия профсоюзов не ограничивается защитой интересов работников и воздействием на трудовые отношения Они аккумулируют и отражают общественные настроения, выявляют реакцию общества на проводимую государством социально-экономическую политику, помогают своевременно корректировать её.

Профсоюзы страны постоянно взаимодействуют с Федеральным Собранием Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; представляя и защищая права и интересы членов профсоюзов, расширяют практику своего участия в рассмотрении проектов законов, иных нормативных правовых актов, внесения в них предложений, касающихся социально- трудовой сферы.

За последние 15 лет в основном сформировано законодательство о профессиональных союзах, которое включает более 300 нормативных правовых актов. Вместе с тем практика деятельности профессиональных союзов в условиях новой системы законодательства о профсоюзах выявила и ряд противоречий в отдельных законодательных актах, и недостаточность механизмов реализации предусмотренных в них полномочий профсоюзов. В этой связи назрела необходимость совершенствования законодательства о профессиональных союзах в направлении его системности, в области укрепления правопорядка в сфере социально-трудовых отношений, а также обеспечения гарантий их деятельности.

Принимая во внимание историческую роль и значение профессиональных союзов в защите трудовых прав и социально- экономических интересов работников, в развитии социального партнёрства, демократических форм участия граждан в управлении экономическими и политическими процессами в Российской Федерации участники парламентских слушаний считают необходимым принять следующие рекомендации.

Федеральному Собранию Российской Федерации

Продолжить работу по совершенствованию законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности общественных объединений и наиболее массовых организаций — профессиональных союзов с целью выявления и устранения в нём противоречий и неточностей.

Ускорить работу над принятыми в первом чтении проектами федеральных законов «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации, «О Фонде социального страхования в Российской Федерации».

Предусмотреть в законодательстве Российской Федерации ответственность работодателей и их представителей, нарушающих права профессиональных союзов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве, выражающуюся в воспрепятствовании законной деятельности профсоюзов и их органов.

Правительству Российской Федерации

Повысить правовой статус Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в том числе как субъекта правотворческого процесса по социально-трудовым и экономическим вопросам, статус Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, как механизм реализации социального партнерства в сфере труда, предусмотрев адекватные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств Соглашения. Разработать действенный механизм распространения соглашений на работодателей и работников.

Ускорить подготовку к ратификации Европейской социальной хартии, Конвенции МОТ № 151 «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе», Конвенции МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам», Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», Конвенции МОТ № 144 «О трёхсторонней консультациях, касающихся международных норм труда», других конвенций МОТ по социально-экономическим вопросам.

Способствовать усилению государственного надзора и контроля за соблюдением прав наёмных работников, обеспечению необходимых условий для действенного участия правовой и технической инспекции труда профсоюзов.

Рассмотреть возможность внесения в законодательство Российской Федерации положений, закрепляющих обязательство работодателей отчислять часть средств по нормативу от числа всех работающих на предприятии на нужды профсоюзных организаций, связанные с разработкой коллективных договоров, соглашений с федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления, а также для оплаты услуг экспертов и консультантов, на организацию обучения работников и должностных лиц по вопросам права, социально-трудовым и экономическим проблемам и информационную деятельность, а также внесения изменений в законодательство в части учета прав профсоюзов в области имущественных правоотношений, вопросов вещных прав, включая право хозяйственного ведения, право собственности на имущество (в том числе недвижимое), необходимое для осуществления уставной деятельности профсоюзов, переданное органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления профсоюзам в период с 1917 по 1990 годы во владение, пользование, хозяйственное распоряжение и (или) бессрочное безвозмездное пользование.

Ускорить разработку и принятие рамочного федерального закона «О государственных внебюджетных фондах Российской Федерации» и федеральных законов: «О государственных социальных стандартах», «Об обязательном медицинском страховании», в котором определить нормативы обеспечения по социальному страхованию на уровне не ниже международных норм и стандартов.

 

Профессиональным союзам Российской Федерации

Образовать постоянно действующую рабочую группу для мониторинга, комплексного анализа проблем правоприменительной практики законодательства Российской Федерации о профессиональных союзах, подготовки законодательных предложений, определяющих деятельность профессиональных союзов.

Усилить работу в субъектах Российской Федерации по внесению изменений в региональное законодательство, в котором установить гарантии деятельности профессиональных союзов и их членов на предприятиях и учреждениях.

Активно взаимодействовать с исполнительными и законодательными органами государственной власти с целью создания необходимых условий для более полной реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации и возможности профсоюзов в полной мере реализовать полномочия, предоставленные им законодательством.

Способствовать формированию условий для заключения трехсторонних соглашений между органами исполнительной власти, предпринимателями и профсоюзами.

Повысить ответственность профсоюзов за проведения переговорного процесса с органами государственной власти до начала организации акций протеста.