О.ШЕИН

 

 

НЕ СТРАНА ДОЛЖНА КОРМИТЬ ГАЗПРОМ, А НАОБОРОТ
(о природной ренте)

 

СВЕРХДОХОДЫ ДЛЯ КОРПОРАЦИЙ

Производство тонны нефти стоит 30 долларов. Стоимость этой тонны на международном рынке - 140 долларов. Разница в 110 долларов является чистой прибылью нефтяных кампаний. За год из России вывозится более 200 миллионов тонн. Таким образом, чистая прибыль Большого Бизнеса составляет 22 миллиарда долларов США. Именно чистая прибыль, без налогов и зарплаты работников, включая директоров.

Почему и как это происходит?

По Конституции недра и все, что в них находится, является государственной собственностью. Однако если "Газпром" или "Русский алюминий" извлекают соответственно газ или цветной металл, за это они не платят ни копейки. Государственные ресурсы переходят к ним совершенно бесплатно.

Вопрос о том, кто является формальным собственником этих кампаний, сегодня практического значения не имеет вообще. Так, доля государства в РАО ЕЭС - 51%, в ОАО Газпром - около 30%. Во всем мире такие пакеты акций считаются контрольными. Но в нашей стране интересы государства - это интересы не страны, а отдельных чиновников. Чубайса, Черномырдина, Вяхирева, Миллера.

Они, как представители государства, действительно контролируют эти монополии. Только на пользу себе и своим семьям, а не народу.

Конечно, нам могут сказать, что "Газпром" и "Сибнефть" платят налоги. Но налоги, с какой суммы?

 

 

СВЕРХУБЫТКИ ДЛЯ СТРАНЫ

Газ добывает, скажем, "Астраханьгазпром". Затем газ на бумаге начинает "прогоняться" через многочисленных посредников. Все сделки идут по ценам на порядок ниже мировых. Прибыль и соответственно налог на нее как бы растворяется. В целом выходит, что страна (собственник недр) получает от вывоза за рубеж природных ресурсов намного меньше, чем кампания.

Пример: крупнейшим перепродавцом российского газа на Запад явилась фирма "Итера", зарегистрированная группой лиц с русскими фамилиями на островах Карибского моря. Достаточно сказать, что "Итера" получала газ от "Газпрома" по отечественным ценам с тем, чтобы продать Эстонии уже по европейским. И это признано Генеральной прокуратурой законным. И таких примеров множество.

Вообще подробности происходящего весьма интересны. Начнем с того, что заявления начальников "Газпрома", будто им не хватает денег на разведку, бурение и амортизацию (замену изношенного оборудования) не стоят выеденного яйца. Так, из официальных данных Госкомстата следует, что в Большом "Газпроме" доля амортизационных отчислений в себестоимости, похоже, умышленно сократилась за 90-е годы более чем втрое. Зато "прочие затраты" уже достигли 42 процентов, увеличившись в шесть раз по сравнению с 1990 годом.

И это не все. Налоговое законодательство России в отношении газо- и нефтедобывающих предприятий построено так, что бюджеты всех уровней практически дотируют эти предприятия, покрывая им, снижение прибыли, связанное со снижением мировых цен.

Например, в 2002 году экспортная пошлина на природный газ решением Михаила Касьянова была сокращена с 10% до 5%. Аналогично в январе 2002 года вывозная пошлина на нефть были снижены в 2,5 раза (с 18 до 8 ЕВРО за тонну).

Получается, что при высоких мировых ценах на нефть и газ, нефтяные и газовые компании получают сверхприбыль от экспорта, а при их снижении - получают сверхприбыль за счет автоматического уменьшения налоговой нагрузки, то есть за счет бюджетов.
Сверхприбыль эта носит чисто спекулятивный характер. Ни одно предприятие в России больше так не работает. Если, например, хлебозавод продает меньше булок, налоги с него не снижаются.

 

НАЛОГИ НА МОНОПОЛИИ НАДО ПОВЫСИТЬ

В России искусственно занижены налоги на монополистов. Очевидно, что львиная доля прибыли, получаемая нефте- и газодобывающими предприятиями, просто присваивается их собственниками и директорами и идет на их собственные нужды, а отнюдь не вкладывается в развитие и обновление производства, в частности, на геологоразведочные работы.

Такое положение дел абсолютно нетерпимо. Наносится ущерб не только федеральному и региональным бюджетам. Ущерб наносится самим предприятиям нефте- и газодобычи, так как отсутствие нужных инвестиций в обновление оборудования и, особенно в геологоразведку уже приводит к снижению уровня добычи нефти и газа. Например, на протяжении последнего десятилетия у "Газпрома" уровень добычи газа сократился с 600 млрд. кубометров до 512 млрд.

Единственным выходом из создавшегося положения является коренное изменение системы взимания налогов. Причем в сторону их повышения. Необходимо облагать налогом не прибыль и оборотные средства. И тот, и другой показатели и близко не отражают реальные доходы монополий. Необходимо облагать налогом сами объемы выработки газа, добычи нефти и цветных металлов.

 

ПРИРОДНАЯ РЕНТА

Берется объем продукции конкретного предприятия (скажем, миллиарды кубометров газа), его рыночная цена, причем с учетом мировых цен. И налогом, на мой взгляд, должна облагаться именно эта сумма. Если "Газпром" использует посредников, у которых оседает прибыль - это проблема "Газпрома".

В случае если оценить цены на рынке сложно, государство может взять налог в натуральной форме. То есть, соответствующая доля газа или алюминия, произведенная на предприятии, просто переходит в собственность государства.

Во всем, как говорится, цивилизованном мире, ставка налога равна 70% от рыночной стоимости природных ресурсов. Остатка в 30% с лихвой хватает на зарплату рабочим и директорам, разведочные работы и амортизацию. Именно такой налог - 70%-ный - действует для кампаний типа Газпрома в США, Норвегии и Великобритании. Это и есть ПРИРОДНАЯ РЕНТА.

Ее введение увеличит доходы российского бюджета как минимум вдвое. За счет этого можно будет не только реализовать социальные программы, поднять зарплату и профинансировать ЖКХ, но и снизить налоги на малый бизнес и предприятия пищевой промышленности и стройиндустрии. То есть начать разогрев экономики. При этом в обязательном порядке не менее 50% природной ренты должно оставаться в регионе, где находится соответствующее предприятие.

Соответствующий законопроект мною вместе с депутатом Госдумы от Волгограда Евгением Ищенко и рядом других коллег в настоящее время подписан и в ближайшие дни будет внесен в парламент России.

Представляется совершенно очевидным, что нас ожидает буквально яростное сопротивление ставленников монополий в депутатском корпусе. Вполне возможно, что в нынешней Думе его не удастся провести.

Но, уверен, что это рано или поздно произойдет. В конце концов, мы народ, а не подкупаемое и одуряемое во время выборов капиталом стадо, как хочется надеяться Большому Бизнесу.